Принципы Призыва Пророка Мухаммада: 5. Соблюдение социального положения
29-08-2018
Время чтения ~ 2 минуты
5. Соблюдение социального положения людей.
Посланник Аллаха был далек от того, чтобы внушать своему окружению дух анархии, панибратства и уравниловки. Напротив, он подчеркивал достоинство и преимущество в правах на большее уважение и почет отдельных категорий людей. Например, об ученых он говорил: «Превосходство знающего человека над поклоняющимся подобно моему превосходству над самым низшим из вас» (хадис от Тирмизи и Табарани). Также он возвысил права старых, умудренных опытом людей над молодыми и юными: «Не из нас тот, кто не почитает старшего…» (хадис из Сунанат-Тирмизи). Посланник Всевышнего учитывал благородное происхождение и знатность человека, понимая, что такие люди как правило привыкли к почету и бывают ранимы, поэтому малейшая невнимательность может обидеть и отдалить их. Предостерегая от подобных ошибок, он оставил нам важное наставление: «Если пришел к вам благородный, уважаемый в народе – окажите ему почет». Это было сказано в следующей ситуации:
«Джабир ибн Абдулла (да будет доволен им Аллах) рассказывает:
…К ПосланникуАллаха пришел Джарир ибн Абдулла (р.а.), а у него (в это время) сидели сподвижники. И никто не захотел уступить место вошедшему. Тогда Посланник Аллаха взял свою накидку и бросил ее Джариру, чтобы он сел на нее, но он подставил ей свое лицо и грудь, потом поцеловал и приложил к своим глазам. И сказав: «Да почтит тебя Аллах так же, как ты почтил меня!» он накинул ее на спину Пророку. И тогда Посланник Аллаха произнес: «Кто верует в Аллаха и в Судный День – если пришел к нему уважаемый в народе человек, то пусть окажет ему почет!» [1]
В деле Призыва, стараясь привлечь интерес людей к вечным ценностям и непреходящим благам, важно учитывать все людские особенности: начиная от их интересов и увлечений и кончая их социальным статусом и положением. К сердцу каждого важно подобрать нужный ключ и остерегаться того, чтобы из-за своей черствости и сухости стать причиной отдаления человека от веры.
[1]Найсабури. Аль-Мустадракалясахихайн. Даруль Маарифа.1998.